RUSENG
Свободный танец

Новости

13 июня 2006 Из Днепропетровска в Стокгольм … и обратно?

Несколько дней назад делегация юных танцовщиков Центра современного танца и перформанса ДРУГИЕ ТАНЦЫ вернулась из недельной творческой поездки в столицу Швеции.

Целью нашего путешествия было участие в международном детском креативном форуме World Championship in Cooperation, проходившем в Стокгольме с 29 мая по 4 июня. Участниками этого события, организованного под эгидой ЮНЕСКО, были дети из разных уголков планеты. Делегации из 24 стран мира прошли по улицам старого города, показали свои творческие программы на импровизированных сценических площадках у королевского Замка, на площади перед Парламентом Швеции, у стен городской ратуши, всемирно известной как место проведения церемонии вручения престижной премии имени Альфреда Нобеля.

Неделя в Стокгольме по насыщенности событиями, новыми встречами и знакомствами превзошла все наши ожидания. Запомнилось ещё и то, что количество часов, в течение которых мы все говорили по-английски (радостно осознавая, как это здорово: не иметь языкового барьера и свободно общаться с людьми разных национальностей), было равно количеству часов нашей активности в светлое время суток. А так как день на широтах Стокгольма сейчас очень длинный (собственно, ночью можно было назвать период в 4-5 часов), то и активность наша практически не прекращалась.

Одним из самых запоминающихся событий форума стало строительство международным детским «сообществом» символического Корабля Будущего. В качестве площадки для этого творческого процесса организаторами было выбрано место не простое, а очень даже знаковое — площадь перед шведским Парламентом!

Здесь начинается история Стокгольма. Гамластан — старый город.
Рыночная площадь (справа — здание музея Альфреда Нобеля).

Два дня, с утра до вечера, пространство площади напоминало гигантский муравейник, где кипела работа — стучали молотки, визжали пилы, пахло краской и стружкой…Вся площадь и зелёные газоны перед зданием Парламента были предусмотрительно покрыты пластиковыми плитами, прямо на них раскладывались листы ватмана и… на глазах рождались шедевры! Будущие Пикассо, Рерихи, Кандинские и Шагалы творили по-детски трогательно. И были они такие разные — светловолосые и голубоглазые шведы, смуглокожие алжирцы, радующие всех вокруг белозубыми улыбками ребята из Уганды, не по-детски сдержанные японцы, щебечущие без умолку темноглазые мексиканцы… Да, они были действительно очень разные внешне — юные строители Корабля Будущего. Но, вместе с тем, они были одинаково и безмерно счастливы в этот миг, соединивший их в общем творческом порыве!

Дети, живущие в своих странах в разных социальных и экономических условиях, говорящие на разных языках, исповедующие разные религии, свято чтящие разные культурные традиции, создавали на наших глазах Корабль Счастливого Будущего их общего дома — планеты Земля.

Стокгольмом нельзя не восхищаться…
(слева — здание парламента Швеции).

Именно эта глубокая и гуманная мысль — показать международному политическому сообществу яркую и зримую модель для подражания: талант и умение детей находить общий язык СОЗИДАНИЯ — и стала идеей этого детского праздника, который умно и с любовью был организован в Стокгольме взрослыми.

Много раз ловила себя на мысли —  возможно ли такое у нас? Сотни снующих и галдящих детей (в творческом порыве эмоции ведь иногда зашкаливают), палатки со строительным материалом, передвижные точки питания (творчество творчеством, а ведь кушать тоже иногда хочется!), отдельный городок из биотуалетов ( простите за бытовую подробность, но все мы — люди) перед зданием …. Верховной Рады в Киеве? Никакого официоза и пафоса, усиленных отрядов конной милиции и специально заказанных пиарщиков в Стокгольме мы не увидели. Более того… Для шведских парламентариев это был рядовой рабочий день: по специально устроенной ВНУТРИ!!! всего происходящего действа дороге подъезжали и отъезжали служебные и личные авто (заметно более скромные, чем у многих украинских депутатов). В обеденный перерыв избранники шведского народа пешком !!! (не сон ли это в летнюю ночь?) выходили из здания Парламента, останавливались, с интересом наблюдали за процессом строительства , охотно общались, лихо переходя со шведского на английский или французский (по обстоятельствам)…

Мы — в музее под открытым небом — национальном этнографическом
парке SKANSEN, который сами шведы называют Швецией в миниатюре.

И сцену GLOBE ARENA, одного из престижнейших в Европе концерт-холлов, вмещающего семь тысяч зрителей, городской совет Стокгольма отдал детям для проведения заключительного гала-концерта (представляете?!) совсем бесплатно, при этом «идеологически» не вмешиваясь ни в сценарий, ни в художественную концепцию, выстроенную организаторами праздника.

На этой сцене, принимавшей многих звёзд мирового искусства — от Пласидо Доминго до Майкла Джексона, ДРУГИЕ ТАНЦЫ представляли от имени Украины свою небольшую концертную программу . Волнующе и очень ответственно… Тем приятнее было слышать оглушительный шквал аплодисментов, а затем — восхищённые отзывы участников и зрителей, и ещё… видеть счастливые, светящиеся радостью и неподдельной гордостью (не подвели!) глаза наших девчонок, которым только исполнилось 12.

Плотно упакованное расписание нашего «десанта» в Стокгольме включало в себя ещё и незабываемую прогулку по этнографическому национальному музею Швеции SKANSEN (музею под открытым небом, который сами шведы называют Швецией в миниатюре), беззаботное «воркование» на верандах кафешек города, облик которого складывается из гармонии прекрасной архитектуры и живописного природного ландшафта (Стокгольм расположен на 14 больших и малых островах, соединённых 57 мостами), а также посещение королевского Замка и знаменитого Музея флагмана шведского флота — королевского парусника Vasа.

В полный восторг привела всех нас (и детей , и взрослых) прогулка по маленькому парку, посвящённому героям книг известной детской шведской писательницы Астрид Линдгрен. Пеппи — Динный Чулок в Швеции -чуть ли не национальная героиня. В любом магазине или сувенирной лавке можно купить куклу Пеппи — размером от напёрстка на подарочном брелоке до очень внушительного, почти в рост семилетнего ребёнка. Карлсону повезло меньше. Его изображение в Швеции отыскать почти невозможно. Остаётся только гадать — почему?..

Эту фотографию — вид родного Днепра — мы подарили напамять нашим шведским
друзьям.

Заключительный вечер в Стокгольме подарил нам общение с бессмертной музыкой Минкуса и балетом «Баядерка», блистательно исполненным танцовщиками труппы шведской королевской Оперы. Нам довелось испытать благоговение и …некоторое неудобство от своего dress code , вполне приличного для посещения отечественных театров, но всё же не совсем соответствующего интерьерам этого дивного здания, роскошно украшенного позолотой, хрустальными люстрами и зеркальными колоннами. В ТАКОМ ТЕАТРЕ хотелось быть НЕПРЕМЕННО в вечернем платье и с миниатюрной театральной бархатной сумочкой.

В заключение замечу, что глубоко почитают шведы не только классическое искусство. Современный танец в этой стране представлен более чем разнообразно. В этом я смогла убедиться ещё прошлой весной во время поездки в Стокгольм по приглашению Шведского Института. Его специалисты живо заинтересовались международным фестивалем СВОБОДНЫЙ ТАНЕЦ, который ежегодно проводится в Днепропетровске благодаря совместному творческому партнёрству Центра ДРУГИЕ ТАНЦЫ, 9 ТВ канала и объединения КИНОСИСТЕМА. Не могу не вспомнить своё состояние совершенного обалдения, когда, зайдя в репетиционный зал той же королевской Оперы с намерением понаблюдать за утренним уроком балетной труппы, я увидела Матса Эка — одного из самых великих хореографов 20 века, живую легенду танца МОДЕРН. Автор новых версий «ЖИЗЕЛИ», «ЛЕБЕДИНОГО ОЗЕРА», «СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ», потрясших, каждая в своё время, весь балетный мир, поблёскивая очками, скромно стоял в углу танцзала и готовился к ежедневному тренажу вместе с артистами. Увидеть Матса Эка в столь необычном амплуа — большое везение. Хотя, как говорят, ниспровергатель азов классического танца ( разменявший седьмой десяток, но весьма подтянутый и энергичный), нигде в своих мировых турне не упускает возможности размяться у балетной палки.

Швеция гордится Эком и его балетами, взявшими лучшее из эстетики Биргит Кульберг (матери Матса Эка, фигуры знаковой для всего европейского танца) и ставшими сегодня уже классикой модерна. Швеция представлена в современном культурном пространстве Европы также именами Евы Лильи и её компании E. L. D., предпочитающими показывать свои перформансы не на традиционных театральных сценах, а на крышах, стройплощадках и в трансформируемых пространствах шоппинг- центров, а ещё — Вирпи Пахкинен, гастролирующей по всему миру со своими воистину «космическими» по уровню технического мастерства и погружения в тему соло спектаклями.

В числе зрителей, имевших счастливую возможность наблюдать виртуозный танец Вирпи Пахкинен, были и украинцы. И было это в минувшем апреле… в Днепропетровске… на фестивальных спектаклях СВОБОДНОГО ТАНЦА. А в мае в Стокгольме мы с Андершом Охрном, директором культурных программ Шведского Института, обсуждали перспективу постановки и географиюи гастрольных спектаклей в Украине и Швеции будущего совместного проекта шведского театра танца MELO и группы выпускников Центра ДРУГИЕ ТАНЦЫ.

Вот так! Шведы приезжают танцевать к нам, — мы везём свои спектакли в Швецию. Так и происходит ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ Украины. Слово-то мудрёное с виду, иностранное.
А в жизни оказывается всё просто. По-детски…
«Без шума и пыли» — как любил говаривать герой одной популярной кинокомедии.
Всё просто…, если по Уму и с Любовью.

Марина Лымарь
Директор Центра современного танца и перформанса ДРУГИЕ ТАНЦЫ
Директор Международного фестиваля СВОБОДНЫЙ ТАНЕЦ

Архив

Рассылка новостей

  • Подпишитесь на рассылку новостей фестиваля, будьте в курсе самых последних событий:
     

Адрес для корреспонденции:
ул.Исполкомовская, 24
Днепропетровск, Украина 49000


Разработчик студия 908
информация о проекте
Электропочта:
Телефоны: +380 (56) 371-0-971