RUSENG
Свободный танец

Пресса

14 апреля 2005 Мы идем искать священные знаки

«Неведомые нам слова. Все они полны смысла…
…И мы опять живем. И опять изменимся»
Н. Рерих

С 8 по 12 апреля в Днепропетровске под патронатом городского головы И. И. Куличенко прошел IV Международный Фестиваль «Свободный танец». Организатором фестиваля традиционно выступил Центр современной хореографии Другие Танцы под руководством Марины Лымарь совместно с Посольством Франции и Французским культурным центром в Украине. На этот раз, помимо уже давних партнёров, Фестиваль поддержали также Посольство Швеции Польский Институт, Швейцарская культурная программа Pro-Helvetia. И к «хвосту» фестивального змея (из вымпелов в цветах государственных флагов Украины, Франции, Чехии, Австрии, Венгрии, Беларуси, Молдовы, России, Литвы) на этот раз добавились ещё польский и шведский флаги…На этот раз свои девизом Фестиваль провозгласил слова Поуло Коэльо — о том, что «по-настоящему свободны лишь те, кто сами не боятся быть другими»… Однако ни разу не сказанные со сцены слова о европейской интеграции через культуру также незримо были на «знамени» этого события…

День первый «Соло» в «Клетке»

Первый день фестиваля открыла французская группа «Кафиг» (Клетка). Грандиозная постановка «Соло» заворожила даже тех, кто скептически относился к хип-хопу. Перед представлением руководитель группы Мурад Мерзуки, отвечая на вопросы журналистов, рассказал о своей постановке:
— «Кафиг» существует уже 10 лет… Почему хип-хоп? Я вырос в районе, где хип-хопом занимаются все и бесплатно, то есть на улицах. И мы бы хотели познакомить с этой культурой всех желающих от 7 до 70 лет. Я перенес свой хип-хоп на театральные подмостки, потому что знал, что в театре я смогу заниматься танцем иначе, чем на улице. «Соло» — это настоящее доказательство трансформации хип-хопа. Отличие хип-хопа сценического от уличного заключается в том, что на улице все спонтанно, а сцена требует постановки. Поставленный семь лет назад, спектакль был показан по всему миру. В постановке присутствует большая сценографическая работа. Танцоры работают в костюмах и с реквизитом. На улице зритель со всех сторон окружает вас. А на сцене перспектива обзора меняется, зрелище направлено в зал и требует серьезной постановочной работы. Входить в круг профессиональных хореографов было сложно. Хип-хоп воспринимался как любительское искусство. Но за последние 10 лет все изменилось. Когда мы встречаемся, например, с Морисом Бежаром, нас воспринимают как равных, как профессионалов.

День второй «Священные знаки»

Второй день фестиваля по программе представляли два самых юных коллектива — из Украины и России. Он был открыт мистерией, поставленной Мариной Лымарь и исполненной старшеклассниками Школы современной хореографии Другие Танцы. Миниспектакль, соединивший в себе стихи Н. Рериха, пение ЗИКР и стилизации древних ритуальных движений, заставил зал затаить дыхание. Он был по праву признан публикой одной из лучших постановок вечера. Сказать, что зрители были в легком шоке от пережитых ощущений, было бы слабо и даже несправедливо. Каждый сидящий в зале в тот момент задумался о своем сокровенном, тайном, непознанном. Каждый робко заглянул в потаенные уголки своей души, чтобы отыскать созвучие увиденному. В шоу, названном «Моя-Твоя весна», также наравне с хозяевами фестиваля весьма профессионально и в высшей степени эмоционально работали танцовщики российской компании «SOUL DANCE» под руководством Марины Нейштадт (Самара). И это была — действительно! — МОЯ-ТВОЯ ВЕСНА. И под мощным хореографическим напором ее пусть теперь спорят эксперты и просто очевидцы — о том, можно ли всерьёз относиться к «детским играм» в профессиональную современную хореографию. Другие Танцы и «SOUL DANCE» в свой день представили достаточно веские аргументы в этом споре…

Третий день В объятиях любви и смерти

Третий день ознаменовался двумя хореографическими постановками в драматическом ключе. Чешская группа под руководством Линды Странской показала танцевальную фантазию — почти по мотивам «Кармен». Почему почти? Потому что это был все-таки перформанс. Спектакль назывался «Внутри каждой из нас». Это — история о женщине. «Женщина, не делающая того, чего от нее ожидают, и делающая то, о чем ее не просят. Свободная душой и телом. Женщина, которую можно обнаружить внутри каждой из нас» Наверное, каждый из сидящих в зале принял происходящее на сцене близко к сердцу. Во всяком случае, сценическая смерть была столь внезапной, что зрительный зал вздрогнул.
— Мы были на втором дне фестиваля, — говорит Линда Странска, — видели выступление украинской и русской школ. Честно говоря, мы не ожидали, что наша психоделика будет здесь так воспринята залом. Однако свершилось! Публика поняла и приняла довольно тяжелый с психологической точки зрения материал. Это был настоящий контакт между сценой и зрительным залом! Спасибо Фестивалю!

Вторая постановка этого вечера, представленная шведско-российским дуэтом — Бенно Воорхам и Николай Щетнев, — называлась «Adam и Адам». И в ней также присутствовала смерть. И — тоже отнюдь не в буквальном, криминальном, смысле. Бенно Воорхам, танцовщик, хореограф и педагог из Швеции:
— Почему «Adam и Адам»? Почему второй Адам убит?.. Ошибочно думать, что это гомосексуальное представление или история о двух братьях. Это история о мужчине, как о чем-то целостном. Внутри каждого человека есть что-то, что он в процессе жизни в себе убивает. Это что-то умирает безвозвратно. Поэтому один Адам убил другого. Убил внутри себя. Перестал слышать себя самого.

Четвертый день Последний день фестиваля был представлен польской и российской компаниями.

Российский дуэт Дарьи Бузовкиной и Тараса Бурнашева показал пьесу «Снег». В своей нежной и очень подробной хореографии они использовали различные движенческие стили и практики — от танца Буто до восточных единоборств, а также синтез движения, вокала, слова и видео. Спектакль получился весьма органичным и показал пример высочайшего вкуса в дуэтной пластики. Люблинский театр танца под руководством Ханны Стжемецкой показал постановку «PlepleJAdy». Спектакль посвящался Витольду Гомбровичу и был во многом основан на его философских размышлениях. Впрочем, он оставлял каждому простор для размышлений собственных …. Всепроникающая творческая энергия заставляет всех действовать по-разному — начиная от полного подчинения ее власти через процесс исследования и разрушения настоящего вплоть до создания чего-то нового. Каждое отдельное «я», будучи окруженными «я», пытается придать чувственность таким действиям и взаимоотношениям. Это приводит к красоте, порядку и независимости — или, наоборот, к уродству, хаосу и зажатости. В «PlepleJAdy», как и в работах Гомбровича, пластическая интерпретация философских изысков соседствовала с лирическими и драматическими сценами и абсурдными шутками — причем казалось, что все эти элементы в спектакле одинаково важны…

Радует, что у фестиваля СВОБОДНЫЙ ТАНЕЦ год от года «прирастает» не только «хвост» из флагов стран-участниц. В наших театральных залах в течение четырёх вечеров можно было встретить зрителей из многих городов Украины, приехавших специально на это событие. Более 50 человек из восьми регионов Украины приняли участие в программе международных мастер-классов «СвободногоТанца». А значит, претензия фестиваля — сделать Днепропетровск столицей современной хореографии «всея Украины» — уже не мечта. Реальность…

Анна Гронская
Елена Костенко
Фото Александра Лещенко
Стартовая пресс-конференция
Стартовая пресс-конференция

Центр современной хореографии Другие Танцы, «Купала» из dance-шоу «Моя-Твоя весна»
Центр современной хореографии Другие Танцы, «Купала» из dance-шоу «Моя-Твоя весна»

Бенно Воорхам и Николай Щетнёв — «ADAM & ADAM»
Бенно Воорхам и Николай Щетнёв — «ADAM & ADAM»

Группа «Кафиг» — «Соло»
Группа «Кафиг» — «Соло»

Архив


Адрес для корреспонденции:
ул.Исполкомовская, 24
Днепропетровск, Украина 49000


Разработчик студия 908
информация о проекте
Электропочта:
Телефоны: +380 (56) 371-0-971