RUSENG
Свободный танец

Пресса

29 мая 2005 ПОКА ИГРАЕТ МУЗЫКА, ТАНЦУЙ

Попытки сделать Днепропетровск Империей современного танца предпринимались неоднократно. Увы, в силу различных причин, обстоятельств, условий благие эти намерения терпели фиаско или осуществлялись частично. А имперские амбиции инициаторов удовлетворялись, к сожалению, в чужих городах. Без малого 10 лет назад упадающее «знамя» предшественников подхватили «Другие танцы» Марины Лымарь и Елены Будницкой с надеждой реализовать грандиозный замысел. И хотя в прошлом году плодотворный и творческий тандем распался, на претворении идеи в жизнь это не отразилось. Больше того, интеграция Днепропетровска в европейское пространство Свободного танца получила новый импульс. Им стал 4-й по счету Международный фестиваль современного танца и перформанса, берущий свое начало в 2001г.

«ПОКА ИГРАЕТ МУЗЫКА, ТАНЦУЙ»

При том, что фестиваль — слово радостное, главное его содержание — созидательная миссия. Выполнению ее служит не только видимая широкой публике зрелищная сторона праздника, но и параллельно осуществляемая информационно-образовательная программа (мастер-классы по техникам современного танца, что проходили в Центре). Учеба — тема важнейшая, заслуживающая отдельного разговора. Сейчас же — о впечатлениях от увиденного. Преобладают в них явно позитивные.

Те, кто, подобно мне, отслеживал фестивальные события, согласятся, что однозначно достойным был общий уровень всех участников. Из четырех вечеров не припомню «пустого». Каждый из семи спектаклей, представленных Францией, Украиной, Россией, Швецией, Чехией, Польшей, привлекал зрительское внимание, провоцировал споры и раздумья, оставлял о себе память. Как ни предупреждали организаторы танцевального форума о том, что мы не на конкурсной демонстрации достижений современной хореографии, публика искала лидеров и выставляла оценочные баллы. Моими «героями» стали французы, россияне и поляки.

Задавал тон фестивалю музыкально-танцевальный спектакль «Соло» компании «Кафиг». Заметим, что к французам у нас отношение самое нежное, и оно целиком ими заслужено. Для нас честь иметь таких надежных, верных партнеров. Их реальная поддержка фестиваля — важнейший гарант его жизнедеятельности.

Достаточно сказать, что «Кафиг» нам не по кошельку. В прямом смысле, коллектив такого уровня — слишком дорогой подарок. Цена благородных французов не остановила. Благодаря посольству и Культурному центру фестиваль открылся феерией хип-хопа на сцене «горьковцев». (Автор идеи спектакля и философии развития актуального танца Мурад Мерзуки.) Зрительское признание было безоговорочным. Поражала не только виртуозность исполнения, мощная физическая энергетика, эмоциональная заразительность. Не меньше увлекали артистизм французов, их добрый юмор, коммуникативность. Их долго не отпускали. «Хочу быть молодым, здоровым и безнадежно наивным!» — резюмировал давний мой друг, хореограф, воспитанный на высоких образцах классического искусства. Что можно добавить к его восторженному отзыву об увиденном?!

Живая прелесть современного танца в нескончаемом его разнообразии, свободе от канонов и жестких уставов. У каждого своя хореография, своя техническая база. Сосуществование разных техник, их взаимопроникновение расширяют территорию Танца. Кстати, на нынешнем фестивале приоритет был отдан танцевальным спектаклям, что отвечало пожеланиям зрительского большинства. Вместе с каждым фестивалем заметно возрастает число зрителей-«экстремалов», неравнодушных к авангардным исканиям и экспериментам. Такая тенденция эволюции зрительского восприятия не может не радовать. Свободный танец ищет диалога с любознательным и компетентным зрителем.

К слову, в оценке исполнительских возможностей и смыслового наполнения современной хореографии России мы с моим собеседником во мнениях не сошлись. Классическое образование Анатолия Бедычева активно воспротивилось «попсовой музыке». А я, каюсь, «Шумел камыш» в аранжировке группы «Ариэль» приняла не просто лояльно, но и как выражение народного песенного духа. И хореографическая интерпретация Марины Нейштадт (8ои1 Вапсе из Самары) пришлась мне по вкусу. Согласилась я и с внутренней необходимостью чисто праздничной «перемены» на фестивальной сцене. Ею стал совместный украино-россий ский проект (Украину представляли «Другие танцы»), дэнсшоу «Моя — твоя весна».

Примирил наши «разночтения» (мои и хореографа из Днепродзержинска) прекрасный уральский дуэт Дарьи Бу зовкиной и Тараса Бурнашева в спектакле «Снег». Его мы и признали (единодушно!) открытием-2005. Случилось это в последний фестивальный вечер, поставивший яркую завершающую точку. Успех россиян закрепили поляки.

Люблинский театр танца (художественный руководитель Ханна Стжемецка) уникален, прежде всего, своим творческим бесстрашием. Именно это качество позволяет ему на протяжении четырех лет оставаться вне всяких сравнений. Настолько он индивидуален и независим от сторонних влияний. Театр исповедует сугубо свою философию жизни и танца. В ней явственно звучат социальные подтексты. Оригинальные пластические формы выражения. Попытки рассказать словами польский спектакль изначально безуспешны. Так круто замешен конгломерат его исходных материалов.

Заключить недолгие заметки о фестивале хочется наивной, быть может, но искренней благодарностью его организаторам, немногим, преданным идее развития современного искусства, спонсорам и партнерам. Не имея практически никакой, даже самой скромной, государственной поддержки, они стоически держат на плаву фестиваль международного статуса. Делая тем брэн довое имя Днепропетровску.

НАТАЛИЯ ИВАЩЕНКО
Фото Александра Лещенко

Архив


Адрес для корреспонденции:
ул.Исполкомовская, 24
Днепропетровск, Украина 49000


Разработчик студия 908
информация о проекте
Электропочта:
Телефоны: +380 (56) 371-0-971