RUSENG
Свободный танец

Пресса

05 мая 2006 FREE DANCE — 2006

В театральных афишах апреля доминировал танец. 29-го апреля мировое сообщество по решению ЮНЕСКО отмечало Международный день танца, и наши служители Терпсихоры не прошли мимо этой знаменательной даты.

Центральным событием праздничного марафона стал Международный фестиваль «Свободный танец».

Не государственный, не коммерческий и единственный (!) в Украине, он обязан пятилетней жизнью энергии нескольких подвижников. Важнейшая её составляющая — не только любовь к экспериментальным формам и направлениям, открывающим неизведанные пути Contemporary dance, но и амбициозное желание сделать Днепропетровск отечественным лидером современного танцевального искусства.

В том, что эта затея небезнадёжна, убеждает потрясающее умение фестивальной команды (организатор феста — Центр Другие Танцы) находить партнеров (профессиональные контакты, связи), привлекая их к сотрудничеству в проекте откровенно не коммерческом (читай: «убыточном»). Назову лишь некоторых: объединение «Киносистема», Фонд Сергея Бычкова «Духовное возрождение», Австрийские авиалинии, Поддержку фестивалю оказали Посольства Франции, Швеции, Германии, США, Французский культурный центр и другие международные представительства, какими усилиями приобретаются доверительные отношения такого уровня, сюжет отдельный.

Не менее важен и кредит доверия у зрителя: Contemporary dance — не поп-культура. Это движенчески-пластическая культура, создаваемая сейчас и сегодня. И нужно иметь предрасположение и готовность к восприятию её концептуальных свойств. Качеств этих пока (!) у нашей публики не достаёт. Нарабатываются они тренажом, информированностью. (Французы верно говорят: «Мы не любим того, чего не знаем».) В определённой мере фестиваль способствует чувству зрительской самодостаточности: приятно сознавать личную причастность к авангарду. Чувство «продвинутости» объединяет и формирует особую фестивальную публику, её способность хотя бы на уровне интуиции уловить концепцию, тенденцию, стиль, направление и т.д.

Кстати, о французах, в значительной степени обеспечивающих жизнедеятельность «Свободного танца». Благодаря их спектаклям мы каждый год открываем разнообразие современного танца. Возможно, не сразу мы «догоняем» многослойность его содержания. Мешают незнание языка, разность менталитетов. Но шлейф послевкусия, оставленный ими, побуждает к воспоминаниям и раздумью. Так было и со спектаклем «Шин-Шилла», привезенным в нынешнем году компанией «ECART» из Нанта. Спектакль скорее драматический, по эстетике близкий театру абсурда, предполагающий соучастие зрителя. (Каждый сочиняет свою пьесу…) Наверное, мой «параллельный» спектакль не во всем совпадал с замыслом его создателей. Более драматичный, он напомнил о кратковременности и случайности нашей жизни и человеческих взаимоотношений, об изначальной незащищённости от одинокости и внезапного исчезновения. Французов, как мне казалось, больше занимала её (жизни!) парадоксальность, воспринимаемая с иронией и улыбкой. Совпали мы в оценке супервозможностей видеоряда. Я таких технологий не видела. Спасибо французам за это открытие.

Приятное впечатление оставило выступление студентов Пражской консерватории танца. Покоряли молодое обаяние, азарт, артистизм и хорошая выучка. Их наставник Антонин Шнейдер исповедует классику модерна, в генетическом коде которой просматривается академическая традиция. Его кумиры — Марта Грехем, Хосе Лимон, Канингем. При этом Шнейдер дорожит свободой хореографического самовыражения. Увиденное на сцене вызывает ощущение искусно составленного коктейля. Вкус ингредиентов различим, но в праве на эксклюзивность напитку не откажешь. Об исполнителях совсем коротко: ребята славные, с замечательным чувством юмора и игровой природой.

Высшей художественной точкой фестиваля, его кульминацией стало выступление скандинавки (финки, живущей в Швеции) Вирпи Пахкинен. Называлось это — соло-перформанс в 4-х настроениях. Тот случай, когда самое изощренное из словесных определений кажется убогим. Что и как не скажи — всё будет в «молоко». Если и случались какие-то погрешности на этом V по счёту фестивали «Свободного танца», всё искупило присутствие Пахкинен. Подчиняясь профессиональной привычке, достала блокнот и перо, но фиксировать что-то безнадёжно. Глаз, слух, сознание приковано к сцене. Как это квалифицировать — не знаю. (Танец-медитация, священный ритуал с элементами йоги, индийского танца?!) Лишь краем отмечаю совершенный инструмент тела, искусство жеста, безупречно отточенную технику. И глубину погружения, сосредоточенность и невиданную прежде свободу. Хочется не просто смотреть и слушать, но внимать всем существом. Время остановилось… Искренне сочувствую тем, кому довелось выступать после Вирпи. Перебить или хотя бы нейтрализовать произведённое ею магическое воздействие невозможно.

Завершал фестиваль, как нельзя более уместный в финале, — гимн танцу, исполненный учащимися Школы современной хореографии. (В создании проекта принимал участие уже знакомый нам дуэт из Молдовы — Александра Сошникова и Сергей Головня.) Хореографическое это признание в нескончаемой любви к Свободному танцу не могло не вызвать благодарного чувства. Воодушевление юных исполнителей убеждало в востребованности и притягательности современного искусства танца. Оно — самая надёжная гарантия будущности фестиваля.

«Такова жизнь!»

Наталия Иващенко
для газеты «Зоря-Город»

Архив


Адрес для корреспонденции:
ул.Исполкомовская, 24
Днепропетровск, Украина 49000


Разработчик студия 908
информация о проекте
Электропочта:
Телефоны: +380 (56) 371-0-971