RUSENG |
![]() |
![]() |
Пресса04 мая 2006 Фестиваль inside или Насколько свободен «СВОБОДНЫЙ ТАНЕЦ»?
Образование и время сделали своё доброе дело, и я давно уже в курсе, что у литературного героя Ивана Бездомного был дом, скульптор Эрнст Неизвестный весьма и весьма известен, а поэт Демьян Бедный действительно родился в бедной крестьянской семье, но потом у него всё сложилось довольно успешно… …Однако лет пять назад в сознании многих украинских (и не только!) ценителей contemporary-искусства и, конкретнее, contemporary танца, — возник другой — и вовсе не риторический! — вопрос: насколько свободно в Украине сможет развиваться «СВОБОДНЫЙ ТАНЕЦ»? (Наша справка: «Свободный Танец» — единственный в своём роде международный фестиваль, на который вот уже пятый год в Украину съезжаются представители концептуального направления современной хореографии со всего мира)… Итак, «СВОБОДНЫЙ ТАНЕЦ-2006». Пятый Международный фестиваль современного танца и перформанса. Продолжительность — пять дней. Место действия — город Днепропетровск, Украина. Действующие лица — организаторы, спонсоры, участники, зрители, журналисты… В этом году Марина Лымарь, директор Центра современного танца и перформанса ДРУГИЕ ТАНЦЫ, она же — бессменный организатор СВОБОДНОГО ТАНЦА, инициировала сбор на фестивале большого количества профессионалов. Ведь участие в «Свободном Танце» подразумевает не только «показательные выступления», но также и проведение международных мастер-классов. И на этих мастер-классах встретились на этот раз начинающие и весьма «продвинутые» танцовщики из Танзании, Швеции, Кореи, Молдовы, России, Белоруссии и многих регионов Украины… И ещё на этот раз довольно сильной была медийная, информационная стихия фестиваля, предполагавшая участие всех заинтересованных сторон в презентациях, пресс-конференциях, дискуссиях. Видимо, на пятом году «пора пришла», и вполне здоровое любопытство к фестивалю проявили и столичные СМИ ( в которых культуру не принято загонять на последнюю полосу!), и региональные — свои и соседские… И оказалось, такой интерес, в свою очередь, зрителям в Днепропетровске оч-чень понравился! Тут уж и журнал «Стена» отличился — по полной программе: успел и со студентами Днепропетровского университета экономики и права повстречаться-познакомиться, и для зрителей в фойе театра блиц-презентацию провести… А со зрелищной программой вот что получилось… Впервые в Украине на фестивальной сцене выступали лучшие студенты Dance Centre Prague Conservatoire в составе Ballet Prague Junior из Чехии. В связи с этим на фестивале была презентация Ballet Prague Junior, на которой выступал арт-директор компании Антонин Шнейдер. В свою очередь, академически вышколенные девочки и мальчики вечером показали шесть хореографических миниатюр, в которых даже невооружённым (аматорским) взглядом можно было увидеть высокий профессиональный исполнительский уровень. В кулуарах пан Антонин вдохновенно говорил о возвышенности танцевального искусства и о музыке в современном танце. Потому-то, наверное, во время фестивального party в одном из днепропетровских ночных клубов, наблюдая за тем, как «расслабляются» его студенты, он ворчал, что клубная музыка ничего общего с прекрасным не имеет, а значит, никакой пользы ни душе, ни уму, ни сердцу принести не может… Впрочем, разрыв между высоким искусством и действительностью чешские профессионалы предлагают преодолевать, не теряя юмора… (Они и другие разрывы преодолевать предлагают — вместе. Аккурат на фестивале — впервые! — украинские школьники, воспитанники Центра современного танца и перформанса Другие Танцы, — сдавали вступительные экзамены в Пражскую консерваторию танца. И были зачислены, «в Европу прорубив окно!») Компания ECART из Франции открыла фестиваль спектаклем ШИН-ШИЛЛА (в рамках культурного проекта «Французская Весна в Украине-2006»). Танец и игра, звук и виртуозная игра компьютерного изображения; забавно о серьёзном, изобретательно и с иронией — обо всём остальном… О чём ШИН-ШИЛЛА? — О потерях? О том, что у каждого своя правда? — Только тут всё по-французски. На парадоксах и полутонах. И — важнее не «о чём?», а «как?»!.. Как? В лучших традициях французского перформанса… Ассоциации…Отблески…Отражения… Из США на фестиваль прибыл хореограф Николас Лейхтер (это второй его приезд; первый состоялся в рамках осенней фестивальной информационно-образовательной сессии в ноябре 2005, — тогда Николас давал мастер-класссы) со своей компанией NICHOLASLEICHTERDANCE. Танцовщики показали потрясающий, весьма динамичный спектакль «Освободите Ангелов» на музыку Стиви Вандера, в котором синтезированы техники modern, hip-hop, jazz, street… …А ещё было запомнившееся многим выступление LEE K DANCE Company — совместный проект корейской танцовщицы Кьюн-ун Ли и танцовщика из Японии Саито Эйджи. Они презентовали украинским зрителям дуэт МЕЖДУ, в котором многое поведали нам о взаимоотношениях женщины и мужчины. Также Кьюн-ун Ли провела мастер-классы по техникам Пилатес и релиз. …Соло-перформанс в четырёх настроениях, который исполнила Вирпи Пакхинен (Швеция) привёл в восторженное изумление практически всех присутствующих в зале. Мудрость и созерцательность йоги, соединённая и выраженная в уникальной пластике, — вечером на сцене это смотрелось по-космически необычно, а во время утренних мастер-классов Вирпи, — просто фантастически. (Тут заметим — вслед за директором фестиваля Мариной Лымарь — что именно этот мастер-класс был сложным для его участников, и не столько технически, сколько потому, что эта была серьёзная чистка сознания от движенческих штампов в сознании…, и были люди (к радости, единицы), которые после первого же урока отказались от этого мастер-класса, — совсем не потому, что трудно телу… а потому что работает, к сожалению, пока очень сильно убийственный для профессионала -хореографа стереотип сознания : потребительское отношение к танцу — взять класс, понадёргать из него движенческих связок для своих постановок… и продать подороже в очередную шоу-программу…) Правда, не все отреагировали на этот перформанс спокойно (на что в контексте бушующей вовсю свободы, конечно же, имели полное право!). Так, кое-кто из представителей СМИ после спектакля кинулся к Вирпи, подпрыгивая и хлопая в ладоши, c поцелуями, объятиями и криками «Вау! Круто! Ну просто супер!» и просьбами дать автограф и немедленно сфотографироваться. А сдержанная Вирпи принимала не совсем адекватное жанру перформанса зрительское восхищение с милой улыбкой… Йан Мваисунга (лидер компании «Mionzi Dance Theatre») из Танзании впервые в Украине презентовал в рамках «Свобдного Танца» мастер-классы по аутентичному афродэнсу. И, кажется ему было бы тесно в любых рамках! Но об этом трудно писать. Это надо было видеть. И обязательно чувствовать. «Я танцую то, что я чувствую и думаю», — так объяснил Йан своим украинским ученикам специфику своего класса. Из уже известных днепропетровской публике танцовщиков на фестивале были замечены Саша Сошникова и Сергей Головня (дуэт VOICE) из Молдовы. Они показали импровизационный спектакль с ощутимыми комическими и романтическими, философскими и ироническими настроениями — «Танцуй, пока звучит Музыка»: об отношениях, желаниях, возможностях и барьерах… В общем, о жизни. И, если сравнивать его восприятие зрителями с другими перформансами нынешнего фестиваля, оно было весьма горячим: т.е. зрители откликнулись шквалом аплодисментов и радостными возгласами. Но контактная импровизация — явление неоднозначное, и потому воспринимается зрителями (да и исполнителями тоже) каждый раз по-новому. Также перформеры из Молдовы провели мастер-классы для желающих улучшить свои знания и умения по части контактной импровизации… Центр ДРУГИЕ ТАНЦЫ (Украина, Днепропетровск) закрывал фестиваль перформансом C’EST LA VIE… , созданным совместными усилиями самих учащихся Центра, его педагогов-хореографов, а также Саши Сошниковой и Сергея Головни. Креативная работа началась во время всё той же осенней фестивальной сессии в ноябре 2005 года. И через полгода получился восторженно принятый зрителями новый танц-спектакль о взаимности и предательстве, о бесшабашности и рассудительности, о человеческих отношениях и контактах… Такими увидели зрители результаты совместного творческого процесса. Такова жизнь. C’EST LA VIE… СВОБОДНЫЙ ТАНЕЦ. Свободен от коммерции и государственной поддержки. Свободен во времени и пространстве (хотя и предпочитает весну в Днепропетровске!). Свободен в выборе друзей и партнёров — и ценит преданность своих зрителей, которым сегодня есть из чего выбирать. СВОБОДНЫЙ ТАНЕЦ — вне жёсткого формата, вне конкурсов и официальных условностей. СВОБОДНЫЙ ТАНЕЦ — теперь внутри каждого из однажды прикоснувшихся к нему. Разве можно быть ещё свободней? Ответ на этот вопрос — всего через год. Роксолана Егорова
Анна Гронская «Стена» Архив
|
Адрес для корреспонденции: ул.Исполкомовская, 24 Днепропетровск, Украина 49000 |
Разработчик студия 908 информация о проекте |
|