RUSENG
Свободный танец

Пресса

19 апреля 2006 ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Вчера в Днепропетровске завершился 5-й международный фестиваль «Свободный танец». Его создатели убеждены, что настоящую культуру можно творить не только в столице. Надо только уметь не провинциально мыслить.

Фестиваль «Свободный танец» проводится в Днепропетровске с 2001 года. Его идейный вдохновитель и мотор — директор центра современного танца и перформанса «Другие танцы» Марина Лымарь — личным примером доказывает, как можно практически в одиночку побеждать, казалось бы, непролазную провинциальную культурную рутину и невежество. За пять лет она создала фестиваль в своем роде уникальный. Contemporary dance не имеет в Украине серьезных традиций, профессионально занимаются им единицы, находящие применения своим талантам и навыкам, по большей части, не на театральных сценах, а на эстрадах ночных клубов. Или — гораздо чаще — в западных танцевальных шоу и ближневосточных варьете. Инициаторы фестиваля «Свободный танец» поставили перед собой смелую цель поднять престиж этого искусства, вывести его из полуподпольного существования (примечательно, что, сотрудничая с десятком зарубежных посольств и международных фондов в Украине, г-жа Лымарь ни разу не получила даже моральной, не говоря уже о финансовой, поддержки от государственных чиновников), приучить к нему публику. По части воспитания, по крайней мере, днепропетровского зрителя за эти годы Марине Лымарь удалось немало: залы на фестивальных представлениях заполнены плотно и, в основном, молодежью. Как шутят сами организаторы, если сегодня кто-то из зрителей и покидает непривычный спектакль, то уже не хлопает дверью, а аккуратно притворяет ее за собой. Это и правильно: фестиваль заставил себя уважать — прежде всего высочайшим уровнем приглашаемых танцевальных трупп и солистов. Тут выступали известнейшие артисты из Франции, Швеции, России. И не просто выступали. Оригинальность идеи «Свободного танца» состоит в том, что, помимо сугубо зрелищной, здесь существует и солидная образовательная программа. На проводимые в дни фестиваля мастер-классы приезжают энтузиасты contemporary dance со всей Украины, а также из Белоруссии и России. Да и где еще они могли бы взять, к примеру, практические уроки хип-хопа от легендарного исполнителя этого танца Мурада Мерзуки или брейк-данса от сотрудника Мориса Бежара, постановщика танцев для Майкла Джексона Селатина Кары?

Не разочаровали участников мастер-классов «Свободного танца» и нынешние тренеры — знаменитая шведская танцовщица Вирли Пахкинен, кореянка Кьюн Ун Ли, мастера контактной импровизации из Молдовы Александра Сошникова и Сергей Головня и танзаниец Йан Мваисунга. На мой каверзный вопрос, стоило убивать столько сил и средств, чтобы привезти танцора из Африки, который, по слухам, две недели путешествовал на ослике в соседнюю Кению, чтобы получить там украинскую визу, организаторы фестиваля отреагировали строго. Мол, а кто же лучше может показать технику афро-танца, как не его аутентичный исполнитель. Крыть нечем. Никто не сможет.

А представить на фестивале и обучить его украинских участников максимальному количеству танцевальных техник — одна из основных задач «Свободного танца». Ведь за определением contemporary dance, на самом деле, прячется уйма различных танцевальных стилей. Их объединяет главное: демократизм, жажда раскрепощения, самопознания через движение, исследование с помощью собственного тела сокровенных тайн бытия. Сколь разнообразным и парадоксальным может быть этот путь, демонстрировали фестивальные представления. Труппа Николаса Лейхтера из США в спектакле на музыку Стива Вандера «Освободите ангелов» просто самозабвенно отплясывала гимн жизни, искренне упиваясь своей молодостью и бездумной сексуальной энергией, получая очевидное удовольствие и от гомоэротических объятий, и от тесных прижиманий к увесистым ягодицам партнерш. А шведка Вирли Пахкинен в своих изысканных пластических монологах надрывно рассказывала о тоске и боли одиночества. Куда более позитивный взгляд на мир предложили кореянка Кьюн Ун Ли и японец Саито Эиджи, нежно растолковав публике в 20-минутной композиции «Между» благость гармонии мужского и женского начал. Западный подход к жизни — очевидно мрачнее и пессимистичнее: в «Шин-Шилле» французской компании ECART (этот спектакль 22 апреля смогут увидеть и киевляне) безраздельно царят деструкция и абсурд. Правда, явлены они чрезвычайно эффектно. Как, впрочем, и каталог любовных историй, представленных в Днепропетровске в серии танцевальных миниатюр Молодежным балетом из Праги. Бесхитростные житейские сюжеты (особенно в этюде на музыку Паганини) воссозданы юными чешскими артистами с такой деликатной естественностью, грациозным лукавством и невозмутимой академической выучкой, что поневоле думаешь: танец, действительно, способен сделать человека открытым и свободным.

Сергей ВАСИЛЬЕВ
«КоммерсантЪ»

Архив


Адрес для корреспонденции:
ул.Исполкомовская, 24
Днепропетровск, Украина 49000


Разработчик студия 908
информация о проекте
Электропочта:
Телефоны: +380 (56) 371-0-971