RUSENG
Свободный танец

Пресса

12 мая 2006 Свободный Танец: перформанс и жизнь

Зачем

«Официальное» искусство или искусство большинства вместе с обслуживающими его арткритиками существовало всегда, в любой стране и в любом историческом периоде. Оно и сегодня претендует на роль некоей «нормирующей» инстанции, очень четко «распределяющей» задачи и пути распространения того или иного явления культуры. Сюда же, как правило, подключаются такие же «официальные» средства массовой информации, «узаконенные» империи моды, сиюминутные политические силы…

Но всегда существовали люди, для которых «официальные» рамки были слишком тесны. И тогда на сложном пути открытия новых возможностей и новых художественных языков и форм проявлялось такое явление, как перформанс.

Перформативная речь — это разговор о том, что мы о себе давно забыли, о нашем рождении, страдании, уходе, о том, что реально происходило, происходит или должно произойти когда-нибудь. Актер-перформер пользуется своим телом для восстановления мистико-поэтических связей между человеком и средой его обитания. Среда перформативной речи, ее контекст, будучи отраженной «перевернутой» культурой, становится идеальной сценой для инициативных путешествий в поисках идентичности.

Попытка определения

И если в начале зрители могут ничего не знать о замысле автора, то по ходу действия они (в идеале) консолидируются с ним и образуют единое поле того «здесь и сейчас» события, в котором перформер прибегает не только к пластическим движениям или танцу, но и к использованию крика, слова, музыки, ритма, видео, взаимодействию с различными предметами. Художник волен использовать свет, огонь, воду, землю, творчески меняя символическое содержание этих первоэлементов. Он как бы приглашает зрителей окунуться в магнетизм дешифровки знаков. Такого рода перформансы зачастую происходят в режиме «нон-стоп», создавая в высшей степени драматическую и напряженную ситуацию. Автор обращается к случайному, нетипичному и неопределенному в нас. Его тело становится мыслью, и каждый по-своему решает задачу: как показать, что наше тело мыслит… что нужно, чтобы зафиксировать голос этого тела, как записать следы этой мысли в воде, огне, воздухе, прикосновении.

Местом проведения перформансов, помимо привычных театральных или галерейных помещений, могут служить заброшенные цеха или склады, руины или городские свалки. Сама идея «вернисажа» в подобных местах в каком-то смысле уже является терапией…

Как всё начиналось

Первые в мире попытки перформанса были осуществлены в начале 1910 года. В списке наиболее ярких представителей этого вида искусства — русские футуристы В. Маяковский, В. Каменский, И. Зданевич, В. Гнедов. В начале прошлого века конечным пределом перформанса было стирание грани между искусством и жизнью: немотивированное самоубийство футуриста И. Игнатьева в 1914 году было задумано им как сверхрадикальный перформанс. Танец и вся жизнь (и смерть) Айседоры Дункан — это тоже перформанс…После второй мировой войны перформанс возродился в СССР в живописи абстрактного экспрессионизма, понимаемого как освобождение личности…

Современный украинский перформанс — это пространственная форма передачи информации, сама являющаяся артсобытием. Чаще всего это открытая форма действия сценического, танцевального, визуального, проявленного на экране или иногда на холсте в сочетании с прямым воздействием на зрителя, иногда предполагающего очень необычную, во всяком случае, живую его реакцию или соучастие.

Где и когда В апреле в Днепропетровске уже в пятый раз прошел Международный фестиваль современного танца и перформанса «Свободный Танец». Это — уникальный для Украины фестиваль, собирающий на своих площадках профессионалов современного концептуального танца из многих стран мира. По традиции фестиваль проходил при поддержке Посольства и культурного центра Франции в Украине, а также посольств Швеции, Германии, США, министерства культуры и туризма Кореи, фондов The Suitcase Fund of Dance Theаter Workshop и Korean Cultural Service New-York. Государственной поддержки ни в Украине, ни в Днепропетровске фестиваль не имеет, его бюджет складывается из благотворительных пожертвований частных лиц или бизнес-организаций. Предпринимались попытки сделать подобный фестиваль в Киеве, но пока они ни к чему не привели.

А «Свободный Танец» из Днепропетровска уже признан в Европе и в мире, он заявлен на многих крупнейших международных фестивальных форумах — как единственный в Украине фестиваль, включающий в себя и зрелищную программу, и программу образовательную. Это особенно важно: артисты-перформеры со всего мира привозят сюда большое количество разнообразных мастер-классов, и польза от этих информационно-образовательных профессиональных контактов уже подтверждена всё возрастающим интересом к ним педагогов и танцовщиков практически из всех регионов Украины.

Для кого

Днепропетровский фестиваль «Свободный Танец-2006» ярко и наглядно показал, что в сегодняшней Украине, изнасилованной политиками и криминалом, существует и развивается другая, не поддающаяся «официальным» правилам, культура. Можно с уверенностью сказать, что отобранные в программу фестиваля перформансы нужны зрителю как противоядие от давно насаждаемой поп-культуры с её бездуховностью и примитивизмом.

Аншлаги на всех спектаклях, профессиональный ажиотаж вокруг международных мастер-классов фестиваля, — всё это неоспоримо свидетельствует, что в обществе взрослеет интерес к европейским и мировым (равно как и отечественным) культурным традициям, направленным на философское осмысление реальности и своего места в ней…И, стало быть, миссия Фестиваля — открытие мира Днепропетровску, а Днепропетровска миру через танец, — вполне выполнима…

Перформанс нынче востребован в Украине. Согласно данным анкетирования, больше половины зрителей фестиваля — студенты и старшеклассники. Многие из них выходили из зала с вопросами вместо ответов, но — на то и Свободен этот Танец, чтобы не предлагать никому застывших, готовых решений…

«Я пока мало что понял…А когда будет следующий фестиваль?!» «Будет ли сегодня дискуссия после спектакля? Хотелось бы постараться разобраться в своих ощущениях…», — именно эти зрительские вопросы сегодня наиболее типичны для «Свободного Танца». И именно они греют душу его организаторам…

У фестиваля, как и положено, уже есть и свои завсегдатаи, и свои фанаты — молодые и постарше люди, не ленящиеся приезжать в Днепропетровск из Львова, Новой Каховки, Днепродзержинска, Киева, Одессы, Харькова, — ради нескольких суток непростой душевной работы — и открытий…

Как это было …Фестивальная зрелищная программа, собравшая в один вечер перформанс из Франции (CHINCHILLA в энергичном и весьма техничном исполнении компании ECART), в другой — молодую энергию профессионалов из BALLET PRAGUE JUNIOR (Чехия) и шоу-экспрессию NICHOLAS LEICHTER DANCE COMPANY (США). Третий вечер был и вовсе интернациональным и максимально разнообразным: дуэт МЕЖДУ — совместная постановка корейской танцовщицы Кьюн-ун Ли и японского танцовщика Саито Эиджи, танцевальное исследование вечной темы человеческих отношений, изысканный «соло-перформанс в 4 настроениях» SUITE 303 в исполнении Вирпи Пакхинен(Швеция), весьма неожиданный импровизационный спектакль «Танцуй, пока звучит музыка…» в исполнении молдавского дуэта VOICE (Александра Сошникова и Сергей Головня — единственные на этом фестивале исполнители, уже знакомые зрителям по предыдущим выступлениям в Днепропетровске). Завершило финальный вечер полное мажорной экспрессии выступление хозяев и организаторов фестиваля — cтудентов днепропетровского Центра современного танца и перформанса ДРУГИЕ ТАНЦЫ (фестивальная версия премьерного артпроекта под названием «ТАКОВА ЖИЗНЬ…», хореография Александры Сошниковой и Сергея Головни…

И в этом же плотно спрессованном фестивальном графике уместились ещё и дискуссии, презентации, клубные встречи, а также множество контактов со Свободным Танцем — в самых разных его проявлениях…

…Вполне пророческими оказались слова директора фестиваля Марины Лымарь, сказанные ею перед началом пятого Международного фестиваля «Свободный Танец»:

«Есть фестивали престижные, есть фестивали, удовлетворяющие своим многотысячным пиаром амбиции участников (зачастую, увы, необоснованные), есть фестивали детского самодеятельного творчества…, есть тусовочные, есть кулуарные, есть такие, которые «упаковывают» зрителя в примитивный развлекательный формат,

…есть фестивали-легенды, есть официозные и скучные до зевоты, потому что их форма и содержание -такие же, как и полвека назад…

…есть фестивали, растянутые во времени, как жевательная резинка, а есть лёгкие и стремительные, которые лишь успев начаться, почему-то быстро заканчиваются, оставляя ощущение праздника и желание ещё не раз вернуться в их магическое пространство…

Фестивали, которые пьёшь, как воду, которая только усиливает жажду и хочется пить и кайфовать бесконечно…»

Алёна СМИЛЫК
для еженедельника «2000»

Архив


Адрес для корреспонденции:
ул.Исполкомовская, 24
Днепропетровск, Украина 49000


Разработчик студия 908
информация о проекте
Электропочта:
Телефоны: +380 (56) 371-0-971