RUSENG
Свободный танец

Пресса

19 мая 2006 «Пока играет музыка — танцуй…»

Что такое танец? Как его понять? Что можно увидеть в незатейливых и порой странных движениях пляшущих шаманов возле костров или слегка вычурных, изысканных па на балах, или — в шуме мигающих дискотек? Каждый видит свое.

Но — не следует забывать, что испокон веков танец был рядом с образованием, то есть он всегда чему-то учил.

Довольно долгое время танец считался неотъемлемым элементом классического образования. Красиво и грациозно двигаться под музыку учили в университетах, гимназиях, пансионах и даже кадетских корпусах. Без танца нельзя было войти в высшее сословие. (Это, если помните, очень ярко описано в пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве»). Только на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, в эпоху переворотов и революций, танец частично утратил свою образовательную функцию, сохранив лишь развлекательную.

Каков же танец теперь, в третьем тысячелетии?

Об этом как нельзя лучше смог рассказать Международный фестиваль современного танца и перформанса «Свободный Танец», проходивший в апреле в Днепропетровске.

Не случайно партнером фестиваля по проведению образовательной и медиа-программ впервые выступил Днепропетровский университет экономики и права — ведущий профильный вуз Днепропетровского региона. Ведь в ДУЭПе традиционно проводится весьма многообразная работа по развитию международного образовательного и культурного сотрудничества.

Проходившие в спортивном комплексе ДУЭП международные мастер-классы по техникам современного танца и импровизации показали, что на очередном витке истории танец готов вернуть себе своё назначение. В апрельские дни нынешнего года именно Его Величество Танец собрал вместе, познакомил и подарил возможность говорить на одном языке танцовщиков из Молдовы, Кореи, Танзании, Швеции, Франции, России, Беларуси, Украины…

Что ищут в танце любители и профессионалы? В первую очередь, умение жить в гармонии со своим телом и даже в самых обыденных ситуациях и предметах видеть прекрасное.

Жаль, что на мастер-классах «Свободного Танца» пока не принято бывать зрителям, — многие скептики, увидев всё своими глазами, открыли бы для себя немало….
Все танцовщики, проводившие мастер-классы, очень разные, но их объединяет одно — умение по-своему жить в гармонии с миром и желание передать свое умение другим. Во время фестиваля они работали со студентами Центра современного танца и перформанса Другие Танцы, а также профессиональными танцовщиками из разных регионов Украины, Беларуси, России…

Александра Сошникова и Сергей Головня (они уже знакомы днепропетровским зрителям по выступлениям на «Свободном Танце» в 2003 году ) открыли для многих, что такое контактная импровизация как форма общения партнеров в танце — и танца через общение, как способ узнать свое тело и открыть в нём новые возможности, как релаксация, здоровое движение, свободная фантазия, как возможность через игру, общение и работу с образами выразить свое Я. Их мастер-класс включал в себя упражнения для релаксации тела, устранения зажимов в суставах и мышцах, расширения диапазона движения. Особое внимание уделялось технической базе контактной импровизации — исследованию физических возможностей для принятия и отдачи веса, подъемов, падений, поддержки или изменения идей партнера, безопасности в риске…

Мастер-класс шведской танцовщицы Вирпи Пахкинен был сфокусирован на синтезе техники танца и йоги. Те, кто занимался в этой лаборатории, получили возможность познакомиться с лексикой репертуарных спектаклей Вирпи, найти себя в импровизации, а также получить профессиональные знания композиционных принципов и приёмов, характерных для современного танцевального перформанса.

Самопогружённая кореянка Кьюн-ун Ли много внимания уделила познанию тела и работе с дыханием. С помощью активных дыхательных упражнений она учила координировать дыхание с движением и испытывать при этом различные эмоции. А ещё — работать с центром тяжести для достижения состояния «правильного управления своим телом».

Что такое аутентичный африканский танец — удалось узнать участникам мастер-класса танцовщика из Танзании Йана Мваисунги. Оказывается, в Танзании существует около 125 племен, и у каждого из них — свой танец и своя культура. В «жарком» афроденсе задействованы почти все части тела, поэтому любой танец начинается с разогрева…

…Многое на этом фестивале было «впервые». Впервые столь насыщенная образовательная программа шла нон-стоп на протяжении 5 дней. Впервые, помимо мастер-классов, в образовательной программе фестиваля были также презентации и даже…экзамены. Антонин Шнейдер, директор Пражской консерватории танца, провёл презентацию этой уникальной для Восточной Европы образовательной структуры. На этой встрече была впервые обнародована новость вполне сенсационная: теперь и для украинских молодых танцовщиков открыта возможность получения профессионального образования в Чехии (а это — пропуск в мир большого современного танца Европы и всего мира!) Впервые в дни фестиваля ребята из Днепропетровска, Львова и Новой Каховки, получившие серьёзную профессиональную в днепропетровском Центре Другие Танцы, сдав вступительный экзамен, стали студентами Пражской Консерватории танца.

А ещё в образовательной программе была встреча студентов кафедры международной экономики Днепропетровского университета экономики и права с арт-директором фестиваля «Свободный Танец» Мариной Лымарь в клубе «Международник» — с весьма заинтересованным диалогом об арт-менеджменте международных проектов.

«Свободный Танец» — явление для Украины уникальное. Стабильно развивающийся фестиваль не имеет государственной поддержки — и год от года обретает всё новых партнёров, среди которых — посольства и международные культурные фонды Франции, Швеции, Германии, США, Кореи, а также объединение «Киносистема», 9 ТВ канал, Австрийские Авиалинии… В этом году партнёрского «полку прибыло»: приезд участников из Чехии смог состояться при поддержке Благотворительного фонда Сергея Бычкова «Духовное возрождение», поселение всех зарубежных гостей обеспечил спортивно-развлекательный комплекс «Гнездо глухаря», а образовательную и медийную программу поддержали Днепропетровский университет экономики и права — и еженедельник «Работа и образование»…

Всех их объединил современный танец — искусство, где можно экспериментировать, импровизировать, играть, разговаривать с пространством, бесконечно доверяя своему телу — и всем, кто рядом…

Согласитесь, разве плохо уметь увидеть смысл там, где другие его не видят?

Наша справка:
Организатором международного фестиваля «Свободный Танец» традиционно (с2001 года) являются ДРУГИЕ ТАНЦЫ — Школа современного танца и перформанса, а также информационно-образовательный Центр, миссия которых состоит в популяризации современного танца в Украине.

С 2004 года у фестиваля появилась ещё и «осенняя сессия» — международные мастер-классы проходят с тех пор дважды в год: в апреле и в ноябре-декабре. Они собирают профессионалов из многих областей Украины, из других стран.

Всю информацию об образовательных программах и проектах Центра можно получить
на сайте: www.freedance.org.ua,
а также электронно —
по адресам: , ,
по телефону (056)371-0 — 971

Александр ЛОБОЙКО, Анна ГРОНСКАЯ
Еженедельник «Работа и Образование»

Архив


Адрес для корреспонденции:
ул.Исполкомовская, 24
Днепропетровск, Украина 49000


Разработчик студия 908
информация о проекте
Электропочта:
Телефоны: +380 (56) 371-0-971