RUSENG
Свободный танец

Пресса

25 августа 2007 СВОБОДНЫЙ ТАНЕЦ-2007: ЗАКРОЙ ГЛАЗА И ПОВЕРЬ…

«Всё, что сейчас мы видим наяву, раньше казалось несбыточной мечтой».

(Уильям Блейк)

В знаменитой сказке «Алиса в Зазеркалье» есть диалог между Алисой и королевой, следующий после рассказа королевы о невероятном событии.

- Не могу поверить, - сказала Алиса.

- Не можешь? – грустно сказала королева. – Попробуй ещё раз: сделай глубокий вдох, закрой глаза и поверь….В твои годы я тренировалась по меньшей мере по полчаса в день: сразу после завтрака я изо всех сил старалась поверить в пять-шесть невероятных вещей; сегодня я могу сказать, что большинство из этого сбылось…»

(Паоло Коэльо)

…Если бы несколько лет назад кто-нибудь предложил мне поверить в то, что я своими глазами увижу в Украине международный фестиваль современного танца, – с аншлагами в больших залах, с неослабевающим зрительским интересом к концептуальным перформансам самых разных танцовщиков из стран дальнего и ближнего зарубежья, - мне бы и в голову не пришло воспринять ЭТО всерьёз.

Лет 6 назад всё это было за гранью возможного и существовало лишь ГДЕ-ТО ТАМ…

ЭТОГО У НАС НЕ ПОЙМУТ. ЭТО НЕ ВПИШЕТСЯ В ПРОСТРАНСТВО НАШИХ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК…

…Однако СЕГОДНЯ, по завершению шестого международного фестиваля «Свободный Танец», - это уже не мечта. Это - история. Даже несколько историй…

… История контактов, которые рождаются в пространстве этого фестиваля - и сами в нём, в свою очередь, становятся историей. Как это было, скажем, во время выступления на днепропетровской сцене французской компании ACCRORAP вместе с восьмилетним Ярославом Черкасом (Центр «Другие Танцы», Украина). Результатом этого творческого контакта был вдохновенный и незабываемый сценический хип-хоп, сметающий любые рамки, ощутимо раздвигающий границы пластических и возрастных возможностей танцовщиков, – и меняющий многие зрительские представления. Или - встреча двух почтенных туристок из Нидерландов сначала с удивившей их журнальной информацией о событиях Свободного Танца в Киеве (это произошло в воздухе, в самолёте), а на следующий день – уже с самим событием, познакомившим их с перформансами американской компании Misnomer Dance Theater и российского дуэта Дарьи Бузовкиной и Тараса Бурнашева в уютном зале международного театрального центра им. Леся Курбаса. Судя по количеству и искренности восторгов нидерландских зрительниц, ставших камертоном послеспектаклевой дискуссии, ради этих встреч уже стоило прилетать в Украину…

Впрочем, в том, что касается контактов, стоит прислушаться к негромкому и немногословному Хаю Коэну, хореографу, танцовщику и кинорежиссёру из Израиля: « Настоящий контакт может получиться даже между очень разными людьми. Важно, чтобы с самого начала не было предубеждений, но было желание по-настоящему почувствовать, понять другого, не принуждая его к совместным движениям или действиям. И ещё – важно научиться идти навстречу без страха» … Похоже, контакт с лидером израильской компании November Dance Company, представившей на фестивале интегрированный танец, за 5 дней успел многое изменить сразу во многих: в студентах Днепропетровского национального горного университета, до того и не подозревавших в себе способности подолгу и вполне терпеливо ждать. А ждали они завершения мастер-классов, чтобы помочь самому Хаю Коэну и участвующим в его мастер-классе ребятам в инвалидных колясках преодолеть типовой лестничный спуск вниз с третьего этажа.

Собственно, спокойный и несколько отстранённый взгляд Коэна, мне кажется, смог кое-что изменить и в сознании украинских журналистов, поначалу дружно набросившихся на него как на «изюминку» фестиваля. «У себя в Израиле я не чувствую повышенного интереса ни к себе, ни к тому, что делаю на перформансах и на моих интегрированных занятиях. В Украине это пока в новинку – и я не ожидал ТАКОГО внимания к себе и к своим урокам»…Вопрос теперь в том, будет ли у этого контакта продолжение. Ведь теперь это продолжение – мечта нескольких десятков детей и взрослых, до знакомства с Хаем Коэном и проектом «Танец без границ» послушно считавших себя «людьми с ограниченными возможностями»…

«Жаль, что люди предпочитают видеть то, что их разделяет. Если бы у них было больше любви, они бы в первую очередь замечали бы то, что их объединяет. И сразу бы избавились от всех неприятностей…» (Пауло КОЭЛЬО)

Но это – уже совсем другая история…

…История превращений

Этот международный фестиваль, родившийся в Днепропетровске, – единственный в в своём роде, во всяком случае - в Украине.

Государственной поддержки он не имеет...

Зато по традиции поддержан Французским культурным центром, посольством Франции и Ассоциацией «Альянс Франсэз-Днепропетровск», а также посольствами Германии, Израиля, США, Швеции, Немецким культурным центром в Украине-Гёте-Институт, Шведским Институтом, Швейцарской культурной программой ПРО-ГЕЛЬВЕЦИЯ УКРАИНА, Dance Theater Workshop & Trust for Mutual Understanding(США), Fоundation of Japan, Tokyo Performing Arts Market, московским Агентством театров танца ЦЕХ при поддержке Российского отделения Фонда Форда…

В этом году Фестиваль, посвящённый Движению, сам обрёл новое качество движения. Его бессменный организатор – Центр современного танца и перформанса ДРУГИЕ ТАНЦЫ - с первого фестиваля стремился с его помощью превратить Днепропетровск в столицу современной хореографии Украины. И теперь уже это - вполне осуществлённая мечта. Ведь события фестиваля вот уже три года происходят не только весной, но и осенью. Кроме того, уже второй раз, начавшись в Днепропетровске, фестиваль продолжился в Киеве.

… И это были не просто повторы танцевальных спектаклей и мастер-классов на других площадках. Критики давно заметили и назвали особым качеством событий «Свободного Танца» способность «привлечь к себе любовь пространства».

Те зрители, которым повезло увидеть танцевальный спектакль американского Misnomer Dance Theater (США) сначала на театральной сцене в Днепропетровске, а потом в небольшом зале Международного центра Леся Курбаса, теперь могут вполне согласиться с оценкой «Нью-Йорк Таймс»: «Истинный оригинал, господин Элам является сегодня одной из самых ярких индивидуальностей в мире современного танца».

И в Днепропетровске, и в Киеве одни и те же спектакли показывали танцовщики из США и России. Только в киевском зале события происходили НА ОДНОМ УРОВНЕ, буквально в нескольких метрах от зрителей, и все особенности движения и «фирменной» пластики тел можно было рассмотреть и оценить полнее, глубже…

Похожее превращение произошло и со спектаклем «Найди 8 отличий», показанным российскими танцовщиками Дарьей Бузовкиной и Тарасом Бурнашевым в том же киевском зале.

«В каждом человеке, независимо от того, мужчина он или женщина, присутствуют черты противоположного пола. Отсюда возникает некая комбинаторика. Поскольку я и Даша - разного пола, тут возможны всякие вариации: в определённых ситуациях у одного больше женского, а у другого - мужского. Это даёт возможность для эксперимента»,- рассказывал Тарас Бурнашев о спектакле… Так вот, в длинном и узком зале с несколькими дверями напротив зрительских мест этих самых возможностей для эксперимента оказалось у танцовщиков опять-таки куда больше, чем на стандартной театральной сцене. И они не преминули ими воспользоваться…

(И тут я снова о мечте, точнее - о ещё одном своём несбыточном желании: что в Днепропетровске, что в Киеве остро ощущается нехватка РАЗНЫХ залов для театральных, в том числе – танцевальных, событий. Вот бы нам перестать показывать всё разнообразие современного танца на щербатом полу академических театральных сцен, которые не спасает даже профессиональный качественный танцевальный линолеум. Пожалуй, самое время начать заниматься этим каждодневно после завтрака…)

Да, и ещё об истории превращений: она будет неполной без упоминания о том, как всех зрителей, находящиеся в тот момент в зале, японские танцовщики (Компания Hamutsun Serve (Токио) смогли просто обратить в детей, способных удивляться и восторгаться невиданными до сих пор движениями анимационного танца. Эта сумасшедшая пластика – очень человеческая, несмотря на явные переклички с движениями роботов, - за десять минут буквально взорвала зал. И уже никому не нужно было рассказывать словами, что в контемпорэри-дэнс синтезированы танцевальные стили, философии и движенческие техники Запада и Востока…

…О происходящем на этом фестивале и о современном танце вообще трудно что-нибудь рассказывать СЛОВАМИ. «Если историю можно рассказать словами, - танцу здесь делать пока нечего. Он нужен там, где кончаются слова». Это определение - тоже уже история фестиваля «Свободный Танец».

Если бы его не было, его просто необходимо было очень захотеть - и осуществить…

Анна Гронская, «Столичные новости», № 22, 19-25.06.07

Архив


Адрес для корреспонденции:
ул.Исполкомовская, 24
Днепропетровск, Украина 49000


Разработчик студия 908
информация о проекте
Электропочта:
Телефоны: +380 (56) 371-0-971